ФЛИБУСТЬЕРЫ ИЗ ЗАПОРОЖЬЯ
Известно, что запорожские казаки прославили свое имя походами не только на суше, но и на море. Впрочем, в отечественной историографии эти экспедиции описывают преимущественно как военные походы с целью защиты украинских земель от агрессии со стороны Османской империи и Крымского ханства. Так, например, В. И. Сергийчук в книге "Именем Войска Запорожского" (Киев, 1991) отмечает:
"Походы на море были вызваны к жизни необходимостью защиты отечества - и это следует подчеркнуть, - а не грабительскими намерениями, как это иногда представляют отдельные исследователи".
В подобного рода оценках, без сомнения, много патриотизма, но мало научной достоверности. Анализ многочисленных исторических документов XVІ - первой половины XVІІ вв. свидетельствует о том, что в те ранние времена своей истории запорожские казаки руководствовались, прежде всего, своими к о р п о р а т и в н ы м и, а не национальными интересами. С самого начала их сообщество было многонациональным. Не случайно польский посол Л. Пясочинский в 1601 г., отвечая на жалобы турецкого правительства, утверждал, что среди запорожцев были "и поляки (то есть украинцы, - В. Г.), и московиты, и волохи, и турки, и татары, и евреи, и вообще люди всякого языка". Это полиэтническое образование, которое сформировалось на "ничейных", пограничных землях за днепровскими порогами, не подчинялось никому на свете, постоянно пополнялось изгоями, выходцами из различных социальных слоев, руководствовалось своими собственными законами и обычаями и существовало за счет добычи, которая захватывалась во время многочисленных сухопутных и морских походов. Г. Красинский в книге "Казаки Украины", которая была издана в Нью-Йорке в 1985 г., справедливо отмечал, что запорожцев "можно сравнить... с их современниками, знаменитыми флибустьерами XVІІ века". Действительно, образ жизни, нравы, обычаи и тактика морских операций запорожских казаков и флибустьеров Вест-Индии имеют много общего.
Свои разбойничьи рейды на Черное море запорожцы осуществляли на так называемых "чайках" - парусно-гребных судах, которые строились на Сечи. Романтическое название "чайка" происходит от итал. saіcca, тур. sayca, болгар. шайка - судно, пиратский корабль. Турецкий префект Кафы (совр. Феодосия) Э. Дортелли д'Асколи в 1634 г. писал: "По Днепру... спускаются польские казаки (читай: украинские казаки, - В.Г.) на своих "чайках" для опустошения Черного моря... Эти "чайки" длинноваты, наподобие фрегатов, вмещают 50 человек, идут на веслах и под парусами. Дабы они могли выдержать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов соломой, которая поддерживает их на воде... на море же ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с ними, особенно в тихую погоду".
Дерзкие и отважные, презиравшие смерть, запорожцы не страшились нападать даже на крупные турецкие галеры. Подробное описание тактических приемов морского боя запорожских казаков находим в книге французского воинского инженера на польской службе Г. Левассера де Боплана (ок. 1600-1673): "...когда они натолкнутся на какие-нибудь турецкие галеры или иные суда, то преследуют их, нападают на них и берут штурмом. Вот как это происходит: их суда выступают из воды не больше, чем на 2,5 стопы, поэтому они казаки замечают судно или галеру раньше, нежели могут быть замечены сами. Затем они опускают на своей лодке мачту и определяют направление ветра, стараясь плыть так, чтобы солнце до вечера было у них за спиной. За час до захода солнца они с силой гребут к судну или галере, пока не окажутся на расстоянии 1 лье, и оттуда стерегут их, боясь потерять из поля зрения. Потом где-то около полуночи (подав сигнал) они изо всех сил гребут к судну, причем половина команды готова к бою, только и ждет, когда судно настолько приблизится, чтобы прыгнуть на него. Те, что на судне, очень удивляются, видя, что на них напало 80 или 100 лодок, из которых сыпятся люди, сразу же захватывая корабль. Сделав это, казаки грабят все найденные деньги и товары малых размеров, которые не испортятся в воде, а также пушки и все то, что, по их мнению, может пригодиться; потом пускают судно вместе с людьми на дно".
